Как подготовить велосипед к зимнему хранению и необходимое ТО после зимы
Содержание:
- Важность правильного хранения велосипеда
- Подготовка велосипеда к хранению
- Предсезонная диагностика велосипеда
- Рекомендации по условиям хранения
- Обслуживание велосипеда после зимы
- Дополнительное обслуживание
- Проверка велосипеда перед первой поездкой
- Рекомендации по постепенному вхождению в велосезон
Далеко не все велосипедисты меняют шины на своем ТС и продолжают ездить по снегу. Большинство убирают байк до весны, и важно, чтобы это было сделано правильно.
Хорошо подготовленный к зиме велосипед нисколько не пострадает от морозов и сырости и к следующему сезону будет как новый.
Важность правильного хранения велосипеда
Зима – это не только морозы. Кроме постоянного холода, есть еще масса факторов, которые могут значительно сократить срок службы велосипеда.
Перепады температур – резкое понижение или повышение температуры приводят к образованию конденсата, который замерзает при усилении мороза. Это приводит к появлению микротрещин на покрытии и элементах из пластика и резины.
Если велосипед находится под солнечными лучами, пластиковые и резиновые части теряют прочность и эластичность. Лакокрасочное покрытие также страдает.
При размещении велосипеда в подвале, где хранятся овощи и прочие запасы, постоянная сырость приведет его к необходимому ремонту как раз к началу сезона.
Подготовка велосипеда к хранению
Чтобы пользоваться своим байком не один сезон, стоит по осени потратить некоторое время на правильную подготовку к длительной стоянке.
Владелец велосипеда должен знать основы ухода за ТС, а также правила его консервации в периоды, непригодные для катания.
Даже если в жилище нет места с подходящими условиями, основные шаги по подготовке велосипеда к зиме помогут ему перенести месяцы сырости и холода без потерь. Подготовку может осуществить человек без особых навыков и знаний.
Полная очистка велосипеда (рама, компоненты, трансмиссия)
Рекомендуется мыть вел горячей водой, грязь и жировые слои отойдут быстрее.
Действовать следует в таком порядке:
- щеткой снимают грязь и пыль с корпуса, переключателей, рычагов, колесных втулок;
- ветошью протирают основные узлы со смазкой;
- промывают: цепь, звезды, натяжитель.
Для промывки используют технические растворители: уайт-спирит, керосин, ацетон, иные составы сходного назначения. Их можно расходовать экономично, перелив в распылитель. Продаются также специальные составы, которые помогут выполнить задачу быстрее.
Мойка рамы
Для начала велосипед обливают горячей водой, затем наносят моющее средство. Можно купить специализированные составы для чистки, но подойдет и обычное моющее средство, и даже мыльный раствор. Потом все части велосипеда промывают губкой или тряпкой, не забывая о нижней части рамы и внутренней стороне передней вилки. Затем велосипед ополаскивают и повторяют процедуру. Необходимо тщательно промыть раму, колеса и тормоза.
Подробнее про очистку трансмиссии
Для очистки трансмиссии используют качественный обезжириватель или средства для чистки цепи, тормозов и трансмиссии. Его распыляют на цепь, а также на переключатель передач и рукоятку. Растворитель наносят обильно, оставляют на несколько минут, чтобы смесь грязи и жиров растворилась. Через короткий промежуток времени можно приступать, используя губки и нейлоновые щетки. Для цепи лучше применять щетку, затем нужно пройтись по шкиву переключения передач, это маленькое колесо на суженной части цепной передачи.
Когда цепь просохнет, ее смазывают, по одной капле средства на каждое звено. Излишки снимают сухой чистой ветошью.
Предсезонная диагностика велосипеда
Перед длительным хранением рекомендуется провести тщательный осмотр велосипеда. Это можно доверить профессионалам в веломастерской или выполнить самостоятельно, следуя определенному алгоритму.
Важно выявить и устранить все мелкие неисправности до начала периода хранения. Если немедленный ремонт невозможен, составьте список обнаруженных проблем. Это позволит вам оперативно привести велосипед в порядок с наступлением нового сезона, не тратя время на повторную диагностику.
Такой подход обеспечит сохранность вашего велосипеда в период простоя и позволит быстро подготовить его к эксплуатации весной.
Подготовка тросов и пружин к хранению
Для правильного хранения велосипеда необходимо снизить напряжение на тросах и пружинах:
- переключите цепь на самую маленькую звезду спереди и сзади, уменьшив натяжение;
- немного ослабьте тросы тормозов, чтобы снять нагрузку с пружин;
- приведите все рычаги управления в нейтральное положение, позволяя пружинам расслабиться.
Особое внимание уделите карбоновым компонентам: обязательно ослабьте все хомуты и зажимы. Оставлять их сильно затянутыми на время холодного хранения недопустимо, так как это может привести к повреждению материала.
Эти меры помогут сохранить эластичность тросов и пружин, а также предотвратить деформацию деталей во время длительного хранения, особенно при низких температурах.
Электропитание
При хранении в неотапливаемом помещении, с велосипеда необходимо снять всю электронику вместе с источниками питания. Оставлять на холоде нельзя.
Нанесение антикоррозионных составов
Менять смазку необходимо ежегодно, после тщательной промывки всех узлов машины самый подходящий момент, чтобы нанести свежие смазочные материалы. Смазывают:
- колесные втулки;
- рулевую колонку;
- педали;
- каретку;
- цепь;
- тормозные тросы;
- тросы переключателей.
Понадобится также силиконовая смазка, которую наносят на раму и все хромированные элементы. Это особенно важно, если вел будет стоять в холодном помещении с нестабильной влажностью. Силикон защитит краску и сохранит блеск всех поверхностей.
Снятие и правильное хранение резины
Камеры в колесах не стоит полностью опустошать, но снизить давление необходимо. Стандартно спускают их наполовину. Если велосипед будет стоять на колесах, камеры нужно время от времени проверять и немного подкачивать. Покрышки рекомендуется покрыть слоем глицерина с наружной и внутренней стороны, это убережет их от растрескивания.
Обслуживание подвески (если есть)
Наличием подвески отличаются велосипеды современных типов. Это устройство, регулирующее амортизацию колес и скорость ТС. Некоторые модели выпускаются с двумя подвесками, на переднем и заднем колесе. Тип подвески – параметр, по которому классифицируются продвинутые велосипеды.
Как сохранить функциональность подвески:
- обязательно снимать грязь со стоек и сальников амортизационной вилки после каждой поездки, только горизонтальными движениями, чтобы грязь не набивалась под сальник;
- при очистке можно использовать специализированный спрей, который отлично очищает и защищает сальники от грязи;
- периодически необходимо проверять проседание подвески и сохранность настроек, при нарушениях придется пройти техосмотр.
Велосипеды с подвеской должны ежегодно проходить ТО, это особенно касается владельцев, которые катаются лишь изредка.
Рекомендации по условиям хранения
Велосипед нельзя просто забросить куда-то до весны. Он должен быть защищен:
- от ультрафиолета;
- дождя;
- мороза;
- перепадов температур;
- сырости.
Длительный простой может негативно сказаться на внешнем виде и техническом состоянии велосипеда при неправильном хранении.
Выбор места хранения (температура, влажность)
Правильно подготовленный байк способен перенести даже не самые благоприятные условия хранения.
Велосипед отлично перезимует:
- на застекленном балконе, необходим чехол или просто ткань или клеенка;
- в сарае или гараже, зимнюю экипировку велосипеда можно дополнить самодельными вешалками для компактного размещения ТС;
- в квартире или доме – это оптимальный вариант хранения, с безопасной температурой и влажностью.
Велосипед можно разместить компактно, повесив его на стену. Для этого используют крюки или специальные подвесы различной формы. Их можно купить или сделать своими руками, но только из дерева или пластика, чтобы не образовалось царапин. Выпускаются также стойки на один или несколько ТС. Есть модели, в которых велосипеды размещаются один над другим.
Защита от пыли и грызунов
При любом способе хранения велосипеда желательно укрыть его от пыли. Продаются специальные чехлы, но подойдет и обычная пленка, ткань, укрывной материал.
В квартире байку обычно грызуны не угрожают, но, если они имеются, лучше подвесить его на стену. Можно также снять все, что может их привлечь – покрышки, камеры, кожаное седло. Поможет также отпугиватель, но подбирать его нужно с солидным запасом по мощности.
Обслуживание велосипеда после зимы
Если все перечисленные выше мероприятия не проводились, и велосипед простоял без консервации, придется начинать сезон с полноценного обслуживания.
Проверка всех компонентов на износ
Прежде всего, проверяют тормоза, от которых зависит безопасность велосипедиста. Все в порядке, если:
- тросики без признаков ржавления;
- тормозные колодки с бороздками;
- дисковые тормоза толщиной от 1 мм.
Тросики, рубашки, колодки и диски меняют в мастерской. Если тормоза гидравлические, проверять нужно особенно внимательно, они могут начать сбоить если есть утечка тормозной жидкости, попадание воздуха в механизм, попадание воды в тормозную жидкость.
Настройка переключателей и тормозов
Переключатели скоростей регулируют выбор передачи. Передний переключатель скорости– реагирует на уклон или силу нажатия на педали. Задний – также помогает выбрать передачу, в зависимости от силы нажатия на педали.
Настройка переключателей требует наличия:
- шестигранных ключей;
- отвертки:
- пинцета.
Перед настройкой необходимо проверить основные узлы велосипеда.
Передний переключатель
- устанавливают его на раму, выравнивая с зубчаткой;
- ставят каретку на 3 или 4 звено цепи;
- переключатель должен быть параллелен зубчатке и быть чуть выше ее (до 3 мм) с зазором между ними до 3 мм, зазор регулируется болтом на переключателе.
- проверяют точность переключения цепи на зубчатки, вращая педали, если не срабатывает как надо, выкручивают, а затем вкручивают регулировочный болт.
Этот алгоритм подходит для большинства моделей, его нужно повторить для всех звеньев.
Задний переключатель
- проверяют положение цепи, она должна быть на меньших звездах;
- переключатель – на самой маленький задней звезде, гайку натяжения на переключателе отворачивают и тянут трос вверх, затем затягивают гайку;
- ограничитель налаживают так, чтобы цепь перемещалась свободно, в направлении с малой на большую звезду;
- ставят переключатель на большие звезды и, вращая педали, подкручивают винты до равномерного переключения цепи без пропусков звезд;
- то же самое делают, поставив переключатель на малые звезды.
Весь алгоритм повторяют с 3 шага, пока механизм не начнет работать безупречно.
Накачка колес и проверка давления
Шины накачивают до рабочих показателей давления, проверяя манометром. После этого оставляют их на час. Если шины остались накачанными, нет признаков утечки воздуха, то камера и покрышка функциональны.
Рекомендации по смазочным материалам, виды смазок для разных узлов
Для разных узлов используются различные виды смазок, которые сводятся к двум категориям. Первая – защищает от коррозии и внешних воздействий. Вторая – улучшает трение.
Тип смазки |
Применение |
Густые (литиевые, графитовые, вазелиновые) |
Элементы с малой скоростью вращения: подшипники, рычаговые втулки, цепи (для хранения) |
Жидкие |
Труднодоступные детали, кроме открытых; переключатели, подшипники, тормозные рычаги и ручки |
Двухкомпонентные (силиконовые, восковые, тефлоновые) |
Сборные части велосипеда |
Применение смазок зависит не только от консистенции, а также от погоды и условий пробега.
Периодичность смазки
Смазка должна быть минимум ежегодной, но лучше делать это дважды в год, совмещая с ТО.
Некоторые велосипедисты делают это чаще. Например, в сырую погоду используют более густую смазку, чтобы она не смывалась водой, а в сухую – жидкую.
Особенности смазки разных типов цепей
Условно цепи можно разделить на цепи старого образца, со стаканами или втулками. Пластины скрепляются втулкой, которая одновременно соединяет звенья с помощью штифта. Над ней располагается ролик.
По мере совершенствования конструкции велосипедов цепь также изменялась. Втулки отошли в прошлое, их заменили края внутренних пластин, загнутые внутрь. Такая многоскоростная цепь отличается большей гибкостью, ее можно использовать в механизмах с переключением передач, а также смазывать с меньшим количеством усилий.
При регулярном использовании рекомендуется смазывать цепь раз в неделю. При этом слишком густые смазки не дадут должного эффекта, так как они не проходят во все проемы цепи. После смазки жидкими маслами необходимо обсушить цепь ветошью, так как в противном случае она быстро соберет пыль, которая начнет работать как абразив.
Дополнительное обслуживание
Не все велосипедисты могут самостоятельно обслуживать свое ТС. Сейчас много веломастерских, которые грамотно проведут ТО, определят степень изношенности отдельных деталей и заменять непригодные. Кроме этого, можно воспользоваться дополнительными услугами. Например, сделать антикоррозионное покрытие, оборудовать велосипед фонарями и отражателями.
Замена изношенных деталей
Проверять детали на износ лучше всего в начале сезона, так как одновременно с установкой будет сделана и настройка. Если после этого вел стоит всю зиму, то придется настраивать все повторно.
Быстрее всего изнашиваются:
- Тормозные колодки. Могут проходить весь сезон, если на велосипеде катаются не слишком часто или по ровным дорогам. Езда по пересеченной местности сокращает срок их службы втрое;
- Сальники — это уплотнители для смазанных узлов, защищающие их от песка и пыли. Если их не менять, то узел выйдет из строя быстрее, ремонт обойдется дороже;
- Пыльники — устанавливаются на сухие узлы, например, на рулевой колонке. Видимых признаков износа почти нет, поэтому велосипед необходимо регулярно показывать мастеру;
- На велосипед устанавливают открытые и промышленные подшипники. Вторые не нуждаются в обслуживании. Открытые при активной езде выходят из строя за сезон, промышленные – за 2-3, но при передвижении в горах и по пересеченной местности ломаются намного быстрее;
- Покрышки и камеры ремонтируют или заменяют в случае прокола. Горные двухслойные покрышки надежнее, даже если все сотрется, еще можно кататься в городских условиях. Легкие покрышки требуют регулярного осмотра. Для продления срока службы рекомендуется научиться тормозить без заносов заднего колеса. При экстремальном катании их придется менять каждую неделю или покупать усиленную резину;
- Цепи делают максимально легкими, что сказывается на их износостойкости. Одной хватает на 2000-3000 км, если регулярно ее промывать и смазывать, то на большее расстояние. Менять цепь рекомендуется вместе со звездами.
Регулировка натяжения цепи и тросов
Правильное натяжение цепи критически важно для долговечности трансмиссии велосипеда. Регулярный контроль этого параметра должен стать частью рутинного обслуживания.
Настройка цепи на односкоростном велосипеде
Процесс включает смещение заднего колеса относительно рамы. Переверните велосипед, ослабьте крепежные болты и аккуратно передвиньте колесо в дропаутах. Для ослабления цепи сдвигайте колесо к передней части велосипеда, для натяжения - в противоположном направлении. После регулировки убедитесь, что ось задней втулки перпендикулярна продольной оси велосипеда.
Альтернативный метод - удаление лишних звеньев с помощью специального инструмента.
Регулировка на многоскоростных велосипедах
На велосипедах с переключателем передач единственный способ регулировки натяжения — это укорочение цепи путем удаления звеньев. Эту операцию можно выполнить самостоятельно с помощью выжимки для цепи или обратиться в веломастерскую.
Важно: если длина звена цепи достигла 12,1-12,5 мм, рекомендуется полная замена цепи для предотвращения преждевременного износа звезд и кассеты.
Центровка колес
Для центровки колес используют специальную стойку, а в домашних условиях – переднюю вилку другого велосипеда, установленную перьями вверх. При вращении колеса обод меняет расстояние до стойки, на которой укреплена указательная планка.
При проверке колеса в передней вилке ее пачкают мелом, а затем оценивают следы, которые она оставляет при соприкосновении с ободом.
На отрезке окружности обода, который касался планки или получил след от мела, подсчитывают спицы с ниппелями на противоположном фланце и подтягивают на 1-2 оборота. Расположенные рядом ниппели по другой стороне, необходимо ослабить на 1-1.5 оборота.
Так отрабатывают каждый отрезок, который отклонился до соприкосновения.
Проверка велосипеда перед первой поездкой
Для выявления проблем можно прокатиться на небольшое расстояние. Скрипы, шумы, рулевой люфт и прочее можно будет заметить сразу.
А перед поездкой нужно:
- Проверить тормозную систему;
- Осмотреть колеса. Обязательно проверяют положение быстроразъемных рычагов. Можно также покачать каждое колесо, чтобы убедиться в исправности подшипников ступиц;
- Проверить натяжение спиц. Самый простой способ – дернуть каждую, как гитарную струну, и послушать звук. У всех спиц звук должен быть приблизительно одинаковым. Можно также сжать каждую пару перекрещивающихся спиц и оценить свои усилия - они должны быть более-менее одинаковыми;
- Убедиться, что руль крутится легко.
Пока рама чистая, необходимо ее внимательно осмотреть. Трещины на краске могут говорить о возможном повреждении.
Рекомендации по постепенному вхождению в велосезон
Обычно поездки на велосипеде начинаются весной. Несколько советов, которые сделают начало велосипедного сезона комфортнее.
- обязательно нужно тепло обуваться, не забывая о теплых носках и перчатках – конечности человека имеют свойство замерзать в первую очередь;
- на себя надевать не одну толстую куртку, а несколько слоев одежды, в рюкзак можно положить запасной свитер, так как весной погода непредсказуема;
- первые поездки не должны быть слишком долгими, не больше 10 км, нагрузку нужно увеличивать постепенно;
- вечером ездить нужно только с фонарями спереди и сзади. Рекомендуется яркая жилетка, лучше со светоотражателями;
- рекомендуется перечитать ПДД для велосипедистов.
Независимо от вашего опыта езды, рекомендуется кататься в шлеме.
Заключение
Правильно подготовленный к зимнему перерыву велосипед по весне принесет меньше забот и расходов. Ремонт и настройку механизмов ТС лучше оставить до весны.
Правильная консервация велосипеда убережет его от ржавления и повреждений, вызванных перепадами температур.
Может показаться, что велосипед приносит слишком много хлопот, но соблюдение рекомендаций продлевает срок его службы, это проверено на практике. Обслуживанием не обязательно заниматься самостоятельно. 1-2 похода в веломастерскую не займут много времени и сэкономят солидную сумму. Вовремя замененный сальник или пыльник избавят от необходимости менять дорогостоящий узел, смазка сохранит многие детали. Велосипед прослужит дольше и в итоге обойдется дешевле, чем покупка нового.